Бикчантаев — личность уникальная, вся его жизнь неразрывно связана с театром Камала, с его традициями, труппой и особым зрительским обожанием. Его называют рожденным в театре: сын мастеров камаловской сцены Рафката Бикчантаева и Наили Гараевой буквально рос за кулисами, дальше здесь же рос в профессиональном плане.
В 1983 году он окончил актерское отделение Казанского театрального училища, а в 1991 — режиссерский факультет ГИТИСа. Пост главного режиссера Татарского академического театра им. Г.Камала Фарид Бикчантаев занял в 2002 году.
Татарский Чехов и единое поле тюркских театров
После окончания училища Фарид Бикчантаев начинает карьеру как актер. Среди его ролей: Намик — «Лето в городе» Анара, Идель — «Зифа» Н.Исанбета, Шараф — «Возлюбленная» М.Файзи, Алмазбулат — «Алмазбулат» Ю.Сафиуллина, Леандро — «Король-Олень» К.Гоцци, Наиль — «Перед свадьбой» Х.Вахита, Гелюс — «Сын женится, мы разводимся» И.Юзеева.
Продолжатель знаменитой камаловской театральной династии вернулся в родной театр и с первой же режиссерской работы начал расширять художественные границы национальной сцены. В 1989 году он поставил спектакль «Бичура»— нежную, изящную притчу о татарском домовом, живущем в заброшенном доме и вспоминающем былых его обитателей. Такого сценического языка татарская сцена еще не знала.
Свой 60-й юбилей режиссер отметил, обладая регалиями заслуженного деятеля искусств России, лауреата премии Тукая, номинанта премии «Золотая маска», лауреата Международной премии Станиславского.
Главным событием в режиссерской биографии последнего десятилетия Фарида Бикчантаева стала постановка «Трех сестер» Чехова, появившаяся в 2005 году. Зрители и критики описали постановку как «абсолютно татарский Чехов».
В 2013 году режиссер предпринял невероятный для татарского театра эксперимент, поставив сложнейшую психологическую драму Й. Фоссе «Однажды летним днем», а в 2016-м выпустил в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури напряженную «Антигону». Оба спектакля были номинированы на «Золотую Маску».
«Постановка спектакля «Однажды летним днем» – определенный этап для меня. Это то, с чего я когда-то начинал. Надо иногда проверять себя. Фоссе – достаточно известный драматург, правда, пока в России не очень популярный. Я прочитал пьесу, она мне понравилась, понял, что никогда ничего подобного не ставил, и актеры не работали с подобным материалом. И, по-моему, получилось. Риск есть всегда, а как же? Я это делаю для театра, для артистов, для зрителей. Для себя, в конце концов. Актеры должны проходить разные школы, должны работать с хорошей драматургией. Дефицит хороших пьес – беда не только национального театра, и в России то же. Так было всегда, даже во времена Чехова», – размышлял в одном из интервью Фарид Бикчантаев.
Науруз
Помимо этого, Фарид Бикчантаев является одним из лидеров тюркской культуры. Фестиваль «Науруз» во многом его усилиями сплотил в едином театральном поле тюркские театры. Там есть и Форум для молодых, есть специальные фестивали, посвященные якутскому или алтайскому театру.
«Он учитель для поколений режиссеров, актеров, человек, прививающий хороший вкус огромному количеству людей уже три десятка лет. И эти люди сейчас — ведущие силы татарского театра, а Фарид Рафкатович — его мозг и вкус. Главное в нем то, что он умеет влюблять в театр. Не знаю, каким образом он это делает, ведь он не ласкает, критикует. Но ты все равно не теряешь эту любовь к театру и к нему. Я думаю, он очень большой педагог, кроме того, что он прекрасный режиссер. А еще на сегодняшний день он — хранитель татарского языка и культуры, потому что и в советское время, и сейчас театр является оплотом их сохранения», — отзывается о коллеге по цеху драматург, режиссер и художественный руководитель татарского государственного театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев.
В настоящее время Фарид Бикчантаев продолжает свои смелые эксперименты в области театрального языка, в которых творчески преломляются и обогащаются традиции и эстетика национального театра.