Аксубаевский район: край родников и чувашской культуры

Аксубаевский район расположен на юго-востоке Татарстана. Он граничит с Алексеевским, Нурлатским и Чистопольским районами. Это территория с древней историей: археологические находки в его границах, такие как курганы и городища, указывают на поселения, существовавшие более 30 тысяч лет назад. Район был официально образован в 1930 году, а в 1965 году восстановлен в своих современных границах.
Аксубаевский район: край родников и чувашской культуры

Чуваши – основоположники Аксубаево

Аксубаевский район – единственный в республике, где чувашское население преобладает над татарским и русским. Дружную жизнь трех народов – чувашского, татарского и русского символизирует герб района, где три серебряных голубя соединяют крылья вокруг символа плодородия – солнца.

Численность чуваш в Аксубаевском районе здесь составляет 11 481 человек (42,4%). Татар насчитывается 10 309 человек (38,0%), русских – 5 048 человек (18,6%), прочих национальностей - 165 человека (0,6%).

По официальным данным Аксубаево основан почти 250 лет назад. Сначала деревня относилась к Староибракинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии, но вскоре так разрослась, что волостной центр переехал в само Аксубаево. При советской власти волость превратилась в район, но его центр долгое время оставался деревней. Статус поселка городского типа Аксубаево получил 45 лет назад, когда в нем насчитывалось около 5 тыс. человек. Сейчас аксубаевцами себя считают почти 10 тыс. человек.

Аксубаевский район: край родников и чувашской культуры .jpg

Фото: tatfrontu.ru

В районе существует легенда, по которой три брата, три чувашских князя Акспае, Ильдереке и Ендрусе основали три деревни - Аксубаево, Ильдеряково и Енорускино. Подтверждений этому нет, но одно известно достоверно – изначально в Аксубаево жили одни чуваши. Русских крестьян власти переселили сюда позже.

От вышивки до джаза

Культурная жизнь района насыщена событиями и проектами. В районе работают 28 сельских домов культуры, 25 клубов, межпоселенческая центральная библиотека, а также различные музеи. Одним из известных культурных объектов является музей поэта Хасана Туфана. В районе также проводится множество мероприятий, сохраняющих национальные традиции местных народов.

Чувашская культура придает особый колорит Аксубаевскому району. Чувашский язык тут распространен: на нем издаются газеты, ему обучают в школах и детсадах. Кстати, в районе работают 36 дошкольных учреждений и 35 школ, где учатся более 4,2 тыс. учеников.

Аксубаевский район: край родников и чувашской культуры .jpg

По праздникам на аксубаевских чувашах можно увидеть аутентичные национальные наряды: старинные костюмы, бережно сохраненные бабушкины либо современные, но сшитые с соблюдением всех правил и традиций, украшенные роскошной вышивкой. Именно за местной уникальной вышивкой приезжала в Аксубаевский район из соседней Республики Чувашии целая этнографическая экспедиция. Ученые объехали семь чувашских деревень — Старое Ильдеряково, Иляшкино, Чувашское Енорускино, Тимошкино, Беловку, Старое Узеево и Сидулово-Ерыклы, и собрали редкие образцы национальной мужской и женской одежды.

В культурных центрах района иногда можно услышать и уникальный чувашский джаз. Его создательница – местная жительница певица Вера Кожеманова. Именно ее этно-джазовый проект дал новое звучание традиционным чувашским песням.

В окрестностях Аксубаево выявлены археологические памятники: поселение и курганная группа, относящиеся к срубной культуре; городище и 2 селища – булгарские памятники домонгольского периода.

Основа экономики

Экономика Аксубаевского района базируется в первую очередь на сельском хозяйстве, которое является ведущей отраслью. Здесь активно развивается животноводство, в том числе мясо-молочное скотоводство и свиноводство. В растениеводстве акцент делается на выращивание озимой ржи, пшеницы, ячменя, сахарной свеклы и картофеля. Надои в районе также ежегодно растут, причем, здешнее молоко – особенное, именно из такого получается первосортное сливочное масло.

В 2023 году в сельхозформированиях района суточные надои молока составляли 77 тонн. По продуктивности на 1 корову район находится на 16 месте в общереспубликанском рейтинге с надоем 19,3 кг.

В районе открыто 6 нефтяных месторождений, однако в большинстве своем это трудно извлекаемая, высокосернистая нефть. Разработкой месторождений занимаются малые нефтяные компании. В районе действуют 560 предпринимателей разных форм собственности, 45 крестьянско-фермерских хозяйств и 30 семейных ферм.

Аксубаевский район: край родников и чувашской культуры

Ежегодно Аксубаевский район становится в числе лидеров республики по темпам проведения уборочной кампании.

За 2023 год в районе объем валового территориального продукта составил 16,9 млрд рублей, произведено продукции сельского хозяйства на 2,9 млрд рублей, промышленности на 11,01 млрд рулей. и построено 5,26 тыс. кв. м жилья.

По итогам 2023 года по рейтингу эффективности сельского хозяйства Аксубаевский район занимает 22 место. В рейтинге районов по производству условной продукции животноводства Аксубаевский район улучшил свои позиции на 5 пунктов к 2022 году, расположившись на 28 месте.

130 родников

«Ак су» в переводе с татарского означает «белая вода». Аксубаевский район известен своими родниками, поэтому его еще называют раем белых вод. Множество источников были знакомы местным жителям с древних времен.

Так, один из них находится у села Щербень. Само село тоже считается одним из самых древних в Татарстане: оно даже старше Казани — в 1996 году его жители отметили 1100 лет со дня основания села. По данным историков село возникло в IX веке в ближайшей округе Биляра, важного центра домонгольской Булгарии. Хотя находки археологов говорят о том, что люди на этой территории жили и раньше.

MZH_5102.jpg

Рядом на горе Кала-тау были найдены древние городища с ремесленными посадами и четыре крупных селища, при раскопках которых находят археологические памятники IX—X веков. По легенде, эти города были основаны женщиной-воительницей Бану-ханум, женой местного правителя Ярмака, погибшего от стрелы врага. Она отомстила за гибель мужа, возглавив отряд и сражаясь в рядах воинов в доспехах супруга. После ее гибели Кала-тау и территорию рядом назвали Шэхри Бану, то есть «Город Бану», а со временем название превратилось в более удобное для произношения Щербень.

По легендам, из источника, который бьет здесь, пили воины Бану-ханум.

Еще один старейший родник находится в селе Старое Ильдеряково. По легенде, источник тут существует с 1703 года.

Сейчас на территории района известны более 130 родников. Около 50 из них благоустроены.

Материалы по теме