Свияжск, расположенный в месте слияния рек Волги, Свияги и Щуки, был основан Иваном Грозным в 1551 году. Он стал форпостом для завоевания русскими войсками Казани. В 1555 году здесь был заложен Богородице-Успенский мужской монастырь, ставший духовно-просветительским центром миссионерской программы, разработанной царем. Ансамбль обители не имеет себе равных в Среднем Поволжье. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО остров включили в 2017 году.
Площадь Свияжска буквально пронизана многогранной историей и для того, чтобы ее отразить, было необходимо создание большого количества музейных экспозиций, которые отражают все исторические аспекты развития Свияжска.
Другого такого музея в России нет: уникальную экспозицию создали там, где велись археологические раскопки, а здание вписали в исторический ландшафт, придав ему очертания невысокого холма.
Музей археологического дерева открылся в Свияжске в 2018 году, в нем представлены самые разные образцы древних ремесел — от фрагментов жилой застройки до детских игрушек. Все это позволяет представить, как жили наши предки сотни лет назад.
На площади 2500 кв. метров хранятся свыше 4 тыс. экспонатов, найденных на берегах острова.
Просторный музейный зал поделен на две зоны: в середине расположен археологический раскоп, по его периметру — витрины с экспонатами. В раскопе воспроизведена реальная городская застройка XVI- XVIII веков. Здесь можно увидеть срубы изб, заборы и даже деревянные мостовые, которые размещены там, где их нашли. Объекты распределены по трем уровням: самые старые находятся внизу, более поздние — выше.
В витринах представлено более 1,5 тыс. предметов: орудия труда и кухонные приспособления, погремушки и волчки, лапти и рыболовные сети, сплетенные из лыка. В музее выставляют не только деревянные изделия, но и ткани, кожаная обувь, украшения, оружие. Древнейшие артефакты — булгарские монеты.
Самая яркая достопримечательность — огромное анимационное панно «Свияжск XVII века». Это своеобразная реконструкция повседневной жизни древнего города. В разнообразных бытовых сценках действуют сотни персонажей: они тушат пожар, ловят рыбу, стоят храм, стирают белье... Ситуации и сюжеты взяты из исторических источников, а облик горожан воссоздан по старинным рисункам и гравюрам.
В деревянном доме с ажурной резьбой в 2016 году открылся музей, посвященный лишь одной странице многовековой истории Свияжска — Гражданской войне.
C островом-градом неразрывно связан важный переломный момент: именно здесь, у дороги на Москву, целый месяц шли тяжелые бои между красными и белыми, а в сентябре 1918 года Красная армия под командованием Льва Троцкого остановила наступление противника и начала продвигаться на восток.
О событиях вековой давности и рассказывает музейная экспозиция.
Место для музея было выбрано не случайно: по воспоминаниям жителей Свияжска, в классическом здании с колоннами и мезонином в 1918 году размещался штаб Красной армии и останавливался Троцкий. И хотя документально эти факты не подтверждены, в музее открыли кабинет Троцкого: за столом сидит манекен председателя Реввоенсовета с пером в руке, а на стене висит карта военных действий, развернувшихся в городе и вокруг него.
В других помещениях хранятся оригинальные издания книг легендарного наркома и газетные публикации о нем. В музее собраны деньги, марки, награды и оружие начала 20 века, а также подлинные документы той эпохи. Самыми ценными экспонатами считаются патроны, снаряды и личные вещи участников Гражданской войны, найденные на месте событий.
Карта-реконструкция Восточного фронта рассказывает об участии жителей Казани и Свияжска в Белом движении, а топографическая карта отображает подробности одной из военных операций, в ходе которой белые пытались пройти через город, чтобы захватить мост и железную дорогу.
Крупнейший музей Свияжска бережно хранит память о прошлом одного из самых необычных поселений России: за долгие годы своего существования оно пережило удивительные метаморфозы, каждая из которых нашла отражение в обширной экспозиции. Она открылась в 2011 году на базе местного краеведческого музея и заняла бывшие тюремные корпуса, построенные в первой половине 19 столетия.
Фото: Музеи Республики Татарстан
Чтобы разместить тысячи экспонатов, потребовалось 4 здания. Их отреставрировали специально для Музея истории в начале XXI века.
В главном музейном здании можно узнать все о жизни древнего города с момента его основания в 1551 года до начала XX столетия: здесь собраны археологические находки, фотографии, документы и редкие книги о путешествиях по Волге. Экспонаты рассказывают о населении Свияжска, городском управлении и экономике, медицине и образовании, дорогах и транспорте.
Фото: Музеи Республики Татарстан
Увидеть средневековый Свияжск сегодня можно своими глазами: масштабный макет в деталях воспроизводит планировку острова-града XVI века. А на интерактивной карте отмечены маршруты военных походов Ивана Грозного.
Свияжский Успенский собор, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы, был построен в 1561 году - он является одним из старейших православных храмов Поволжья.
Предполагаемые его строители — псковско-новгородские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй. В XVIII веке собор был украшен новым куполом в стиле украинского барокко и 12 узорными кокошниками. Новые элементы не испортили образ храма, и, по сути, с момента создания он не особенно видоизменен.
Но самая большая ценность Успенского собора — это фрески, написанные еще во времена Ивана IV. Они занимают площадь более 1 тыс. квадратных метров. Свияжские росписи столь уникальны и художественно ценны, что считаются всемирным раритетом. Наиболее знаменитые композиции — это «Новозаветная Троица», расположенная в куполе, «Успение Богородицы» в алтарной части, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из сводов.
Есть фреска, которая является единственной в мире, это «Святой Христофор». Согласно апокрифической версии, святой изображен на ней с головой лошади.
Еще одна особенность росписей Успенского собора — отсутствие традиционной композиции с изображением геенны огненной, в соборе мы можем видеть только сюжет, изображающий райские обители.
Свияжская живопись уникальна еще и тем, что половина используемых для ее создания красок была не местного происхождения – привозные. На первых фресках найдены остатки смальты – сваренного стекла синего цвета, позже выяснилось, что были и зеленый, желтый, оранжевый цвета, которое истирали в пудру, а затем наносили в качестве краски. Технологию придумали итальянцы в первой половине XVI века.
И хотя Успенский собор входит в действующий монастырский комплекс, музейщики работают в тесном контакте и при взаимопонимании с Татарстанской митрополией, так что богослужения в соборе тоже совершаются в особо торжественных случаях.