Казань в течение веков была важным торговым и культурным центром на Великом шелковом пути, местом обмена культурой, идеями и товарами между Востоком и Западом. Сегодня Казань продолжает отражать это богатство в своей культуре, напоминая о значимости Великого Шелкового пути в формировании градостроительной ткани многих городов.
Поэтому архитекторы и дизайнеры бюро Nowadays office решили заложить в реконструкции фабрики Алафузова образ города на Шелковом пути.
«Фабрика — это город в городе, отдельная „слобода“ в окружении других слобод Казани. Открытая в 1865 Иваном Ивановичем Алафузовым, фабрика быстро стала передовым предприятием. Она обладает собственным характером и нуждается в возвращении присущего ей в прошлом духа инновационных решений и мульткультурного обмена», — рассказала Наталья Масталерж, архитектор, который работает над этим проектом.
Иван Алафузов был купцом первой гильдии, мануфактуром-советником. Судя по документам, в 1916 году в состав Алафузовских фабрик и заводов только в Казани входили льнопрядильная, ткацкая и суконная фабрики; отделение по обработке ткани непромокаемыми составами; белильные и красильные отделения; шорно амуничные, военно-обмундировальные мастерские; кожевенные заводы; клееваренный завод; мастерские конной упряжи; мастерские механического производства обуви для войск и частного сбыта; производство кожаных ремней; слесарно-механическая мастерская.
Торгово-промышленное образование Алафузова с капиталом в 2 400 000 рублей объединяло 10 предприятий с 6500 рабочими и выпускало мануфактурные изделия и обмундирование для армии.
Свою фабрику он сделал местом инновационных изобретений, делая ставку на новые технологии в производстве и приглашая иностранных специалистов, сам он для изучения новых методов работы бывал не раз за границей. Алафузовские фабрики соответствовали мировым стандартам того времени, там вводились новые методы дубления кожи.
В 1870-1880-х годах ткацкая фабрика Алафузова стала центром текстильной промышленности Поволжья, Урала, Сибири. Продукция отправлялась в Персию, Европу и США.
Более того, Алафузов уделял большое внимание образованию и культуре своих сотрудников, создавал школы и театры. Это тоже дает основу для того, чтобы это место вновь стало просветительско-образовательным хабом.
Вся территория фабрики Алафузова составляет более 100 тыс. кв. метров на 6 гектарах земли.
«В этом проекте мы занимаемся не только архитектурной составляющей, но и формируем большую идею позиционирования. Сегодня страна обращена в сторону Востока и Азии, поэтому на территории фабрики можно создать межкультурный кластер перспективных коллабораций России и Восточно-Азиатских культур на берегу древней Казанки», — прокомментировала Масталерж.
С точки зрения функций на этой территории должен быть некий микс жилья, офисов, международного центра, кафе, ресторанов, выставочных залов, заявила архитектор.
Также очень важно создать на основе этой территории несколько музеев — это цифровая экспозиция «Отцы-основатели», где люди смогут увидеть рассказ о событиях через взгляд первого лица и личные истории династии Алафузовых, производстве и продукции. Следующая запланированная экспозиция — архив артефактов фабрики. Здесь будут материалы, связанные с историей здания, начиная от строительства и заканчивая преобразованиями в 2020-х годах.
«Этот проект с точки зрения архитектуры будет еще дорабатываться, и сейчас представлен не окончательный вариант. Сейчас фабрика представляет из себя лоскуты разных пространств, архитектуры и интерьеров. Для себя мы сформулировали архитектурную концепцию, что фабрика Алафузова будет представлять собой центр с эклектичной архитектурой и ее атмосфера будет наследовать образ города на Волжском пути, где царит смешение стилей», — объяснила архитектор.
Обновленная концепция представляет собой сохранение большого количества существующих строений, часть из которых является памятниками архитектуры. Планируется и интеграция новой архитектуры, большого количества жилья и формирование архитепических пространств: набережной, парка, площади, внутренних улочек.
Например, дом Котелова, памятник культурного наследия, построенный в 1833 году в стиле классицизм, хорошо сохранился до наших дней. Проектировщики рассчитывают, что как раз это здание станет музеем Алафузова.
«Важные принципы, которые мы здесь использовали — это принцип „обнажения“ конструкций и раскрытие видов, когда мы используем их как часть идентичности этого места, формируя балконы и смотровые площадки, которые, в том числе, открывают вид на Зилантьев монастырь, одно из главных достопримечательностей этого места», — отметила спикер.
Конструкции будут сохранены и подчеркнуты во многих зданиях этого комплекса. Если говорить о современной архитектуре, которая будет возведена, то она будет представлять сильные формы из архитектурного бетона, которые подчеркивают новую жизнь этого места.